Arseniy Brilov (madmundt) wrote,
Arseniy Brilov
madmundt

Зверополис (Zootopia)- Псевдо-анализ.


Снова извиняюсь, но это опять не обещанный пост про претенциозный фильм (и если вы еще не догадались, то речь идет о “Фонтане”). Я просто посмотрел еще один новый фильм, и мне очень нужно поговорить о нем, так что потерпите немного.
Также заранее должен предупредить, что это будет, возможно, мой самый субъективный критический фильм. Я постоянно шучу на тему того, что “объективность” в критике, как таковая, это всего лишь красивый миф для людей, которым нравится, когда с их мнениями соглашаются. Но в данном случае я буду судить фильм именно со своих политическо-социальных позиций. Я почти не коснусь таких аспектов картины как ее сценарий, визуальная сторона и тому подобное. Я буду говорить о ее месседже, намеках, символика, метафорах и т.д.
И я заранее должен сказать, что являюсь в своих взглядах очень левым, я написал два поста о проблемах меньшинств в репрезентации, я поддерживаю равноправие полов, равноправие рас, ЛГБТ сообщество и многое другое. Если у вас есть проблемы с подобными взглядами, вам лучше дальше не читать и не комментировать. Нам с вами не по пути.
“Зверополис”, или “Зоотрополис” (второй вариант мне нравится больше) это вышедший в этом году мультфильм студии Disney. Он рассказывает про вымышленный мир, в котором человеческой жизнью живут животные. Когда-то хищники ели травоядных и это было очень большой проблемой, но теперь они все помирились, живут в мире, и есть этот прекрасный город под названием Зоотрополис. В нем наступило полное равенство, это город больших возможностей и тут каждый может стать кем захочет. Наша главная героиня по имени Джуди Хопс- это зайка, которая становится первым зайцем-копом в Зоотрополисе. Она прибывает в город, но вместо большого дела ей постоянно доверяют парковочные штрафы. Постепенно ей все же дают настоящее дело с жесткими условиями, и при помощи второго протагониста- лиса Николаса Уайлда, она выходит на след какого-то огромного заговора, которым руководят политики города.
Окей, пока все неплохо. “Зоотрополис” это такая вот детская версия любого бади-коп фильма. Основная сюжетная канва напоминает “Смертельное оружие”, дуэт героев- “48 часов” (отсылку даже говорят напрямую), а протагонистка напоминает о “Крутых Фараонах” (Hot Fuzz, если кто не понял). Плюс, вся эта тема с равенством и тому подобными вещами, это напоминает “Полицейскую Академию”. Собственно, аналогий с последней довольно много.
“Зоотрополис” с порогу демонстрирует про что он. Он про движения за социальную справедливость в обществе. Основная канва по сути является метафорой так называемого affirmative action. То бишь, когда верхушки общества делают определенные шаги, чтобы улучшить репрезентацию меньшинств в тех или иных сферах. Пример у нас прямо перед носом: вся “Полицейская Академия” была именно об этом. О том, как полиция открыла свои двери для женщин и чернокожих. Точно так же в Зоотрополисе мэр города специально делает большую новость из того факта, что наконец-то в рядах полиции будет зайка.
То есть не будем отрицать очевидное, Зоотрополис, как социум, явно живет в среде сформированной левыми движениями. Там процветает равенство и спокойствие. Районы для мелких существ вроде мышей или хомяков- это такие вот safe spaces. Даже у ленивцев тут есть подходящая работа. Мультфильм вбивает мысль еще дальше, когда появляется Николас и говорит про своего ребенка-лиса, что тот хочет быть слоном, и будет им если захочет. Явный намек на трансгендеров и ЛГБТ сообщество в целом (что хорошо так расстроило ватников). Зоотрополис- это центральный город, где процветает так называемая “культура политкорректности”, в то время как более нецивилизованные районы полны эдаких рэднеков, которые унижают других по расовому признаку. Последнее демонстрируется тем, что в деревне, где живет в детстве наша протагонистка, рэднек-лис отбирает у других билеты, хулиганит, а все остальные представители этого старомодного общества смеются над мечтой героини стать полицейским.
Окей, пока все вроде бы более-менее нормально, так? Ну, в какой-то момент мы доходим до кульминационного момента мультфильма. Джуди раскрывает заговор, в ходе которого по всему городу похитили 14 разных хищников, и что за ним стоит мэр города. Мэра сажают, новым мэром становится Барашкинс, его заместительница, которая все это время помогала нашим героям, а наша зайка получает свой момент славы. Суть заговора была в том, что эти хищники вроде как сошли с ума и вернулись к своим первоначальным инстинктам и начали снова пытаться убить других животных. И вроде как мэр в этом частично виноват, потому что проводил на них какие-то нелегальные эксперименты. И вдруг фильм делает отвратительнейшую вещь, которую я ему никогда не прощу. Этот наглейший liar revealed момент.
В общем, стоя перед прессой, наша Джуди, вполне обоснованно, заявляет, что бешенство случилось только среди хищников и возможно в их природе есть что-то, что вызывает это бешенство. Николас это видит и воспринимает это как предательство. Он вспоминает, как над ним в детстве издевались ровесники, из-за того, что он- хищник. И когда Джуди возвращается к нему со сцены, он читает ей монолог в стиле: Ах, вот как ты про нас думаешь! Но ведь мы не все такие! Я- хороший хищник! А ты с нами вот так вот, говоришь что мы все значит по-природе плохие? Ну тебя нафиг!
И уходит. В общем да, лис вытащил классический NotAllmen.
Для тех кто не в курсе, “NotallMen”- это такая вот фраза-хештег, которая обособляет собой определенный тип реакций, с которыми приходится сталкиваться любому феминисту.
Как правило, диалог происходит следующим образом:
Феминистка: Очень много женщин каждый день сталкиваются с сексуальным домогательством со стороны мужчин. Это большая проблема.
Мужчина: Но я этого не делаю! Не все мужчины такие!
Феминистка: я не говорила, что все мужчины такие…
Мужчины: за что ты нас так ненавидишь? Почему ты пытаешься выставить всех мужчин в плохом свете? Ты что, мизандристка какая-то?
“Not All men”- это так называемая knee-jerk реакция. Это попытка заткнуть собеседника и не иметь дискуссию прокричав как можно громче “Но ведь это не я делаю!”. Когда феминистки критикуют что-то, что как-правило делают мужчины, такая реакция всегда встречается. Феминистки не говорят, что в этом повинны все мужчины. Но они просят от всех мужчин начать замечать проблему, бороться с ней, демонстрировать другим мужчинам, что подобное поведение не приветствуется в цивилизованном обществе. И когда кто-то кричит “Not All men”, он просто говорит: я этого не делаю, а значит проблему не нужно решать.
Аналогичным хешетгом был #AllLivesMatter, созданный в ответ на #Blacklivesmatter. Blacklivesmatter был создан в ответ на многочисленные проявления насилия полиции к, в большинстве случаев, ничего не сделавшим чернокожим подросткам. Это был хэштег, который говорил о до сих пор живущем среди белых полицейских расизме. Разумеется, расисты и люди им симпатизирующие сделали ответный хэштег AllLivesMatter. Типа, белые люди тоже иногда умирают, а значит все норм, и никакого расизма нету, моя хата с краю. Классическая knee-jerk реакция: у меньшинств проблемы, они пытаются поговорить о проблемах, расисты набегают с криками “Вы что, хотите особых привилегий?”. Если ситуация все еще не понятно, то надеюсь, этот вебкомикс все идеально пояснит:

В мультике аналогичная беда. Лис как-бы отказывается игнорировать большой очевидный факт: хищники сделали себе довольно паршивую репутацию, и некоторые предрассудки в их адрес существуют не спроста. Они убивали других животных столетиями, если верить мультфильму, и в целом их до сих пор мало что останавливает. Большинство из них все еще физически более приспособлены к насилию, чем все остальные виды. Это большая привелегия, и они использовали эту привилегию очень долго. И собственно, никто не поясняет почему конкретно хищники вдруг решили жить в мире с травоядными. Какие у этого были социальные предпосылки, и что конкретно выигрывали хищники в данном случае? У меня есть догадки, но многие из них жуткие, а потому не будем о них пока…
Лис пытается сбросить это на расовую проблему. И хищники по идее должны представлять именно расовые меньшинства, что мол, в прошлом они что-то сделали плохое, но теперь все норм а значит можно быть без предрассудков. Но будем откровенны: в случае с Зайкой это не фига не расовый вопрос. Это гендерный вопрос.
Вернемся к символизму. Джуди Хопс- это представительница женщин и прогресса феминистского движения последних лет 120. Над ее мечтой все смеются, ей очень тяжело в обучении, ей постоянно все говорят, что она слишком физически слабая чтобы быть крутым полицейским. Параллель с реальностью очевидная- это демонстрация очень вредоностного стереотипа о том, что женщины просто биологически не могут быть столь же эффективны в силовых структурах, таких как армия, полиция, пожарное депо и т.д. Это миф, потому что во-многом женщин останавливает то, что их с детства учат не учится таким вещам, в то время как мальчиков воспитывают именно для таких дел. Джуди Хопс как раз демонстрирует весь фильм ошибочность этого мифа. И это просто потрясающая метфора по всем фронтам. Джуди не единственная женщина во всем участке, но она самая женственная, так сказать. Она микроскопическая по сравнению со своими коллегами, они предстают перед ней великанами, которые могут ее раздавить. Она маленькая слабая фигура в большом, неприветливом мужском мире. И этот мир поначалу ее шпыняет то туда, то сюда. Но она с трудом доказывает свою профессиональность.
Но затем он вытягивает NotAllMen устами Николаса, и самое жуткое: до конца мультфильма он остается на стороне Николаса. Мультфильм делает вид, что Николас абсолютно прав, и ни капли не драматизирует, и что Джуди в самом деле нужно перед ним извинится. И это полная хрень даже в контексте их собственного мира! Ведь как я уже сказал, хищники убивали раньше. И могут убивать до сих пор. Они реально опасны. Это не совпадение, что в мультфильме местная мафия использует хищников в качестве мордоворотов, и что охранные предприятия используют их как охранников. Они все еще опасны. То, что Джуди рассказывает миру о том, что они до сих пор могут укусить- это не несправедливый предрассудок. Это просто информация к сведенью. Точно также как рассказывать женщинам, что мужчины иногда делают с другими женщинами ужасные вещи- это не попытка полить грязью мужчин. И мужчины не должны на это так реагировать. Они должны понимать, что равенство- это проблема всех нас, нам всем надо за него бороться, и они должны научится держать ответственность за свои действия. Рассказать о том, что в мире есть опасные люди- это не более чем сказать кому-то, что огонь бывает опасен. Он может быть согреть вас или дать свет в темноте, но он точно так же может спалить ваш дом. И феминистки лишь пытаются вам об этом сообщить, и это информация которую всем полезно знать. Люди, использующие NotAllMen, по сути, хотят от вас чтобы если вы один раз уже обожглись, то вы должны прыгнуть в этом пламя снова, и снова, и снова, пока либо не сгорите вы, либо не потухнет пламя. Или что, вы будете дискриминровать пламя?
Этой проблемы можно было бы легко избежать, сделай авторы Ника женским персонажем. Но они не сделали и это ни разу не случайность, как я выяснил позже.
Но вы погодите, все становится еще хуже. Видите ли, постепенно Джуди и Ник узнают, что заговор был куда больше, чем казалось на первый взгляд. В итоге выясняется, что за ним стояла та самая Барашкинс, новый мэр, милая овечка, которая все это время им помогала. На самом деле она, и несколько других травоядных, сделали какую-то сыворотку, которая возвращает любого хищника в его первобытное состояние. Зачем они это делают? Чтобы хищники снова творили плохие вещи, чтобы все видели какие хищники плохие, их дискриминировали, за счет чего Барашкинс и другие травоядные получают привелегии и выглядят лучше в обществе.
И вернемся к метфорам. Что олицетворяют Барашкинс и травоядные? Она, как и наша зая, тоже женщина в большом мире. И тоже травоядное. Иначе говоря, она тоже представитель меньшинства и адвокат всей полит корректной культуры. И травоядные- это меньшинства, которые получают определённые привилегии в этой культуре. Они достигают это за счет того, что демонстрируют миру дискриминацию и насилие со стороны хищников. И вот что, по-вашему, должна вся эта ситуация символизировать? А то, что левые сами создают случаи дискриминации и за счет них богатеют и получают власть.
Я даже не могу начать описывать, насколько же это большой пиздец. Потому что это та вещь, в которую верят практически все безумные женоненавистники, гомофобы, анти-феминисты и т.д. Они искренни верят, что все левые это такие вот хитрые манипуляторы, которые используют симпатии людей для своих махинаций. Намеренно или нет, “Зоотрополисе” им всем сказал: да, вы правы, все в самом деле так.
Это особенно жутко на фоне того факта, что согласно сюжету, в Зоотрополисе нету никаких других преступлений, кроме похищений этих 14-ти хищников. То есть вообще никаких. Хищники не совершают никаких убийств (хотя мы знаем, что это неправда, ведь мафия все еще есть). И это отлично нам демонстрирует картину мира авторов картины: если Зоотрополис отражает наш, реальный мир, то это по сути они заявляют, что равенство уже достигнуто, а все случаи проявления неравенства лишь раздуты левыми и борцами за социальную справедливость.
И это просто пи**ец. Это та самая ментальность, из которой исходят люди, использующие NotAllMen. Что все уже в порядке, что равенство уже достигнуто, а если вы нашли какие-то демонстрации, обратного- то вы просто раздуваете из мухи слона. Вы не представляете, как часто люди подобной ментальности говорят феминисткам, что большинство случаев изнасилования сфальсифицированы (кучу раз опровергнуто, но этим людям пофиг), или что чернокожие просто чаще совершают преступления (тоже опровергнуто, но им пофиг).
И вот, “Зоотрополис” пытается нам сказать, что неравенство теперь создается только агитаторами Политкорректности. Опять же, даже по логике мультика это трындец! Барашкинс никто не уважает на ее работе, ее тоже шпыняют туда сюда, у нее нет реальной силы даже тогда, когда она становится мэром, никто не воспринимает ее в серьез. Как никто не воспринимает в серьез и зайку. В этом мире явно есть все еще большая проблема с расизмом. Маленькие животные все еще получают море дерьма от крупных, но никто об этом не говорит. Это могло стать настоящим конфликтом фильма, настоящим злодеем в виде этой системы, как в тех же “Крутых Фараонах”. Но нет. Никто об этом не говорит. Никто не говорит о том, до чего же несправедливо и жестоко обращаются сотрудники с Джуди в ее участке. Что ее ставят в неравные условия. Никто не наказывает начальника, который явно был тем еще козлом все время. Нет, то, что героине пришлось пройти через все круги ада и доказать, что она лучший детектив в участке, лишь чтобы доказать, что она заслуживает быть на равных с остальными офицерами- это жопа. С этой проблемой часто сталкиваются все женщины в полиции, науке, политике и т.д. Им всем нужно доказать, что они достойны быть на этой позиции.
Настоящее неравенство, тонкое повседневное неравенство, которое окружает нас каждый день, и мы о нем не говорим, никогда не обсуждается. Злодеем становится не большой злой лев, на сексист начальник полиции бык, а маленькая слабая овечка, которую всю жизнь шпыняли и которая решила один раз отплатить всем обидчикам их же монетой. Она становится настоящим злодеем картины.
Плюс, режиссеры и сценаристы все белые мужчины. Я ни капли не удивлен.
А, ну и ситуация доходит до апогея, когда наши герои, для того, чтобы раскрыть Барашкинс, угрожают человеку смертью, пользуются услугами мафии и явно пытаются несколько раз убить других животных. Мультфильм без тени стеснения говорит вам: цель оправдывает средства, закон можно нарушать для своих представлений о спреведливости.

Вы можете сказать, что это лишь моя интерпретация и далеко не факт, что именно это и имели ввиду авторы фильма. И возможно вы правы, но тут проблема такая, что перед просмотром фильма буклеты с объяснением творческого замысла не выдают и каждый интерпретирует в меру своей испорченности. И если я увидел подобную интерпретацию, то ее может увидеть и любой другой. Только в отличии от меня, более впечатлительные умы могут решить, что все в мультфильме показано правильно. Я действительно не советую показывать этот мультфильм детям раннего возраста, просто потому что они могут получить очень много неправильных представлений о работе полицейских в том возрасте, когда они особенно впечатлительны
Если откинуть эти политические смыслы, то “Зоотрополис” - это довольно стандартный, милый мультик, красивенький, с слабыми шутками, до боли предсказуемым сюжетом и т.д. Ничего особенного.
Как мультфильм с месседжом, он подымает море интересных и смелых вопросов, но раскрывает их с совершенно неправильных позиций.
Заключительная нота: в конце мультфильма, когда Барашкинс посажена, мы видим интервью с выпущенным мэром львом. С него явно сняли все обвинения, и ему по сути дают момент, в котором фильм как-бы прощает ему его ошибки. Мэр говорит:
- Да, я сделал плохую вещь…но я ведь сделал ее из хороших побуждений!
А теперь подумайте, про каких реальных политиков использовали подобные аргументы в качестве защиты?


Ага. Еще пример.


Угу. А на ужасные действия какого президента часто любят закрывать глаза под предлогом, что он сделает Америку снова великой?

В точку.
У меня все.
Tags: Зверополис, Зоотрополис, анимация, мультфильмы
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments