Arseniy Brilov (madmundt) wrote,
Arseniy Brilov
madmundt

Проблемы женщин-режиссеров


Мои посты про недавние Оскары наверняка уже довольно ярко всем продемонстрировали, что я человек с довольно суровыми моральными взглядами и я довольно требователен к людям в плане вопросов этики и морали. Я сам таковым себя не считаю, мне кажется, что мои требования вполне себе обычные и нормальные. Но такая уж у меня репутация.
Я хочу сказать, что мне далеко не всегда приятно таким быть. Я множество раз разочаровывался в любимых режиссерах/писателях/художниках, когда они показывали свои сомнительные взгляды на какие-то аспекты жизни. В целом, я думаю, что лучше разочаровываться, чем не знать об этом всю жизнь и поддерживать людей, взгляды которых тебе противны. Но это всегда мне слегка портит удовольствие от любимых работ искусства. Это может циничный взгляд на жизнь, но да, я считаю, что порой произведение искусства важнее людей его создавших. А потому, каждый раз, когда я разочаровываюсь в авторе, мне очень трудно не чувствовать, что теперь и все его работы, ранее приносившие наслаждение, теперь для меня навсегда запачканы.

То есть, если выражаться метафорами, представьте себе, что вы сьели вкуснейший торт, и пришли на следующий день в тот же ресторан его снова заказать. Но вдруг заметили, что повар никогда не моет руки после туалета. И когда вам подают тот же самый торт на стол, вам трудно воспринимать его по-старому. Трудно не думать о том, какие гадости там могут быть, и о том, что вы уже порекомендовали это место друзьям.

Короче, к делу. Hollywood Reporter написали статью, о том что выбор Петти Дженкинс на пост режиссера “Чудо-женщины” (которую я обязательно скоро посмотрю) был огромным риском со стороны студии. Статья встретила очень много заслуженной критики, большая часть которой была в твиттере. Суть в том, что статья указывает на то, что Дженкинс сняла до этого всего один инди-фильм “Монстр” и никто не знает, насколько она годится для такого большого боевика. Это ужасно глупо, потому что Дисней, ДиСи, Марвел и многие другие студии последние несколько лет уже давно ведут практику ставить у руля крупных суперблокбастеров никому не известных инди-режиссеров (мы изучим вопрос в деталях чуточку позже), и Петти Дженкинс выглядит не менее, а то и более компететной чем все эти новички.
И все было хорошо, пока свой рот не решил открыть Джеймс, бляха, Ганн. Да, режиссер недавних “Стражей галактики 2”, которых я так обласкал в своей рецензии (и обосранной мною первой части тоже). И он написал в нескольких твитах, что мол, нет, к мужчинам-режиссерам и женщинам-режиссерам относятся в Голливуде одинаково. Что всем там довольно трудно пробиться, и его, мол, тоже называли рискованным выбором. В общем, стандартное “равенство уже есть, просто не все одинаково стараются”. Он даже сказал старое-доброе “Да, женщин дискриминируют в других аспектах жизни, но не в кино”, чтобы не казалось, что один из этих парней.


Джемс Ганн неправ. Он просто пипец, как неправ. Он тут либо нагло пи*дит, либо просто он мало знает о теме, что как бы хорошая причина не открывать рот. И я объясню, почему он неправ. Но я хочу использовать эту возможность для более большого разговора на тему неравенства.
В общем, если вы борец за равноправие рас и/или полов, и часто спорите на эту тему где-то в интернете, то рано или поздно вы наверняка натыкались на аргумент, который звучит примерно, как то, что сказал Ганн. Что у нас уже равноправие, и мы живем в такой-вот меритократии. Белые гетеросексуальные мужчины являются доминантным классом не потому, что они дискриминируют всех остальных, а потому, что они больше всех стараются и делают самую полезную работу. В данном конкретном разговоре о кино они говорят, что женщин в кино так мало, потому что они просто не хотят, или не стараются, вот и все.
С таким аргументом практически невозможно спорить, потому что он заранее создан в пользу социальной инженерии и дискриминации. Он заранее делает дискриминируемые меньшинства злодеем в вопросе.
То есть, он предполагает, что там право на голос, на образования, и некоторые другие законы- это все, чего не хватало женщинам. И если теперь все эти вещи достигнуты, то значит уже равноправие. А весь этот силовой дисбаланс, который возник в результате отсутствия всех этих прав- он на самом деле просто естественный природный исход, и нарушать его это только во вред всем.
Позвольте мне объяснить, почему это неправда, на небольшом детском примере. Представьте себе комнату, в которой есть три мальчика и одна девочка, и есть всего три стула для них всех. Мальчики грубой силой отталкивают девочку, и быстро занимают все три стула. Но затем они сразу извиняются, и говорят, что девочка теперь может посидеть и поиграть с ним. Только ей осталось найти для этого стул. А стулья уже все заняты.
Окей, это не самый лучший пример. И хотя у меня нет особой веры в своих оппонентов в данном вопросе, я все же надеюсь, что некоторые из них, которые со мной по этому вопросу совершенно не согласны, все же дочитали до этого места, и выслушают мой следующий вопрос.
Окей, представим, что эти люди правы, и у нас реально равноправие, как минимум в Голливуде. И причина отсутствия крупных женщин-режиссеров в самом деле лишь является результатом того, что женщины не заинтересованы миром кино. Тогда возникает всего один вопрос: Почему тогда те немногие женщины-фильмейкеры что есть в индустрии, и которые старательно работают много лет все равно не получают славы и влияния?
Вот задачка всем читающим: Можете ли вы назвать несколько крупных суперблокбастеров, снятых женщинами-режиссерами до “Чудо-женщины”?
Это вопрос с подвохом, потому что таких фильмов нет. Я серьезно. Я давно изучаю кино во всех его аспектах, и даже я не могу вспомнить ни одного другого крупного дорогого Голливудского фильма, который был срежессирован женщиной. Может быть кто-то вспомнит Вачовских. Окей, с натяжкой можно сказать что принимается. Транс-женщины тоже женщины. Но они свой крупный хит сняли до того, как кто-либо из них совершил каминг-аут, и по сути вся их карьера была далее построена на успехе этой одной картины. И для справки, они ни разу не смогли даже близко подойти к тому, чтобы снять что-либо даже приблизительно громкое и важное.
Мне одному этот факт кажется невероятным? То есть вот за сотню лет существования кино, как искусства, ни разу ни одной женщине не удалось даже разочек снять крупный, дорогущий фильм для масс, пока не появилась “Чудо-женщина”. Даже если мы исходим из предположения, что в Голливуде и кино в целом все по честному, этот факт должен настораживать.
Но давайте поговорим о сегодняшнем дне. Конкретно, о тренде брать малоизвестных инди-режиссеров, и давать им миллионы долларов на огромные картины. Это делает почти каждая студия.
Дисней наняли Райана Джонсона снимать 8-й эпизод Звездных Войн. Его первым фильмом был инди-хит “Brick” который мало кто помнит сегодня, и “Петлю Времени”, тоже успешный критически и коммерчески фильм.
Тот же трюк они провернули с Колином Треворроу. Он снял свой дебютный фильм “Safety not guaranteed”. После чего ему сразу доверили сначала Мир Юрского Периода, а затем и 9-й эпизод Звездных Войн.
До того, как им вручили два сиквела Капитана Америки, Братья Руссо снимали только эпизоды “Community”.
Джордан Войт Робертс снял свой дебютный фильм “Kings of summer” о котором никто ничего не знает, и никто никогда не слышал. Затем ему доверили Кинг Конга этого года.
Тайка Вайтити снял два инди-хита. После чего ему доверили нового Тора.
И этот лист можно долго продолжать еще.
Теперь взглянем на Петти Дженкинс, женщину у руля “Чудо-женщины”. До этого она сняла всего один, свой первый дебютный фильм. Он называется Монстр. Он выйграл множество кинонаград, включая Оскар и Золотой Глобус за лучшую женскую роль Шарлиз Терон, и Роджер Эберт назвал это одним из самых важных фильмов 10-летия. И еще этот фильм собрал 80 миллионов долларов против своих 8 бюджета. Для контекста: Монстр собрал больше денег, чем все вышеупомянутые дебютные фильмы мужчин-режиссеров. Вместе взятые.
Только вот какая херня, малята. Все эти мужики, которых я упомянул ранее, получили свой огромный суперблокбастер через пару-тройку лет после того, как вышел их дебютный фильм (а иногда и меньше). Знаете, сколько прошло времени между первым фильмом Петти Дженкинс, и ее вторым, который и стал тем самым суперблокбастером? 14, бляха, лет. И кроме эпизодов ТВ-сериалов, она больше ничего не снимала в промежутке. Ее дебютный фильм 10 раз вернул свой бюджет и завоевал кучу наград, и только 14 лет спустя она получила крупное предложение от Голливудских шишек.
Вернемся к Джеймсу нашему Ганну. Я уже говорил в статье про “Стражей”, что выбор его кандидатуры на пост режиссера фильма был одним из самых странных и необычных решений от крупной студии типа Марвел. Джеймс Ганн до этого снимал только треш-фильмы. Только. У него не было своего арт-хаус шедевра, как у Питера Джексона. Как и не было инди-хита с кучей наград и обласканного критиками, как у Петти. Он снимал только лютейший треш, и он все равно получил свой первый суперблокбастер за три года до того, как такой чести удостоилась Петти.
И если вы еще не поняли по тону этой статьи, то я пипец какой злой. Это фиговая ситуация. По законмам меритократии, Ганн не мог никак получить свой крупный фильм раньше Петти. И если я буду с вами абсолютно откровенен, то будь я главой крупной студии, я бы все равно ему не доверил фильм. О, он снял обалденный сиквел, так что этот риск окупился. Но Ганн во всем до этого выглядел менее приятным кандидатом, чем Петти
И Петти далеко не одинока в этой ситуации. Джейн Кампион является первой женщиной, выигравшей главную награду в Каннах за свой фильм “Пианино”. Но вы вряд ли знаете, кто это такая, если вы не очень интересуетесь арт-хаус кино. София Коппола в этом году стала второй женщиной, выигравшей награду в Каннах. Ее самый известный фильм — это инди-картина “Трудности перевода”, которую обожали почти все на свете, которая собрала 119 миллионов против 4-ех бюджета. Коппола тоже никогда не снимала крупных фильмов, и вся ее фильмография это арт-хаус и инди для людей в теме, так сказать. Ава Дувернэй сняла пока что два фильма, один из них был огромным хитом, второй снискал успех на Нетфликсе. Та же история: крупной картины ей еще не доверили. Мешает еще, небось, тот факт, что Ава чернокожая и очень громкая политическая активистка. Кейт Бигелоу, пожалуй, является самой близкой из всей этой компании к статусу мейнстримового-режиссера, и она завоевала кучу Оскаров своим “Hurt Locker”. Но суперблокбастера за ее плечами тоже нету.
И этот список тоже огромный. Я готов подыграть своим оппонентам, и согласиться что далеко не все эти женщины возможно даже хотят получить крупный фильм в свое распоряжение. Я знаю, что крупные картины — это сложная штука, где нужно плясать под дудочку людей с деньгами, и далеко не всем такое по душе. Я готов допустить, что некоторые из этих женщин специально держаться инди-кино из-за творческой свободы, которую оно позволяет. Но я думаю вы сами признаете, что во всей этой общей картине очень неправдоподобным кажется то, что прям ВСЕ эти женщины просто не хотят свой крупный фильм получить. Хотя даже в таком случае остается вопрос: почему мы так мало о них слышим? Почему их рекламируют меньше, чем мужчин режиссеров? Почему мы слышим о Бердмене больше, чем о Сельме на Оскарах?
О, и я еще не коснулся того момента, как выглядит ситуация у режиссеров-мужчин. Вы думаете им везет один раз с первым крупным фильмом? Хера с два! Судя по статистике, если вы белый мужик, вы можете тратить миллионы долларов снимая провальную картину за провальной картиной, и все равно у вас карьера пойдет в гору. Так было с Заком Снайдером. Все, что он снимал после 300, и до Человека из Стали, не оправдывало ожиданий студии. Он все равно стал главным режиссером вселенной ДиСи.
Напоследок, я хочу попортить вам всем настроение грустным фактом. Появление “Чудо женщины” это не признак какой-то огромной прогрессивности. О да, я рад что это произошло, и неизбежный успех картины наверняка как-то улучшит ситуацию. Но это лишь признак того, что нам еще очень большая дорога предстоит. Уоренры не вручили фильм Петти Дженкинс из чувства долга или по доброте душевной. Чудо-женщина — это символ феминизма в комиксах, и они поняли, что небось, давать такой фильм мужчине породит много плохой прессы. То есть, „Чудо-женщина” это скорее исключение из правил. Вы можете это уже видеть на практике, потому что за ее пределами, Уорнеры явно не следуют этим прогрессивным принципам. Сирен Готэма снимает мужчина. Конкретно- мужчина, который снял ужасный Отряд Самоубийц. Сольный фильм про Бэтгерл, уже почти наверняка тоже снимет мужчина. В вселенной Марвел их первый фильм про супергероиню снимет дуэт из мужчины и женщины. И хотя сольный фильм о Черной Вдове все еще только в планах, я уверен, что и там режиссером станет не женщина.
И если вы дочитали до конца, и вы все еще не согласны со мной, и считаете, что Голливуд у нас — это меритократия, то окей. Я в целом, поддерживаю идеи скептицизма, и считаю, что они могут нас привести ближе к истине. Но если вы не согласны, то вот вам просьба: объясните мне подробно, с примерами и доказательствами, почему женщины-режиссеры, даже когда работают и делают крутые фильмы, все равно не получают внимания, славы и влияния режиссеров-мужчин?
За сим откланяюсь.
Tags: Голливуд, Чудо-женщина, сексизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments